Трудности обучения. Упражнения на различие мягкого знака

 

         «Школьная  зрелость»  и  готовность  к  усвоению  грамоты.

Ребенку  пора  в  школу… Радость  и волнение  родителей.  Множество  вопросов,  первый из  которых-готов  ли  наш  малыш  к  поступлению  в  первый  класс? И  сразу  следующие:  как  наверстать  упущенное,  кто  может  в  этом  помочь?  Какова  роль родителей в  сложном  деле  подготовки  к  школе?

Готовность  к  школе –это не  только  набор  определенных  умений и  навыков, которые  должны  быть  сформированы у  ребенка  к  6-7  годам. Готовность  к  школе  включает  в  себя  несколько  новых  компонентов:

Первоклассникам  нужно  многое  знать  и  уметь, чтобы  выполнить  требования,  предъявляемые  программой.  Понятие  школьной  зрелости  достаточно  широко  и  включает  показания  как  физического,  так  и  психологического  развития  ребенка. Готовность  к  школьному  обучению  начинает  формироваться  задолго  до  поступления   в  школу  и  не  завершается с  приходом  в  первый  класс. Школьное  обучение  представляет  новые  требования  к  речи,  вниманию,  памяти  детей. Усвоение  знаний  происходит  в  определенной  системе,  а  не вслед  за  желаниями  и  интересами детей.

Весьма  существенную  роль  играет  психологическая  готовность  к  обучению,     т. е.  осознание  ребенком   общественной  значимости  новой  деятельности. Уровень  речевого  развития  ребенка  можно  назвать  одним  из  важнейших  показателей  психологической  готовности  к  обучению  в  школе,  поскольку  речь  служит  средством  не  только  приема  и  передачи  информации,  но  и  совершенствования  процесса  мышления.

Психологическая  готовность  к  школьному  обучению - это  сложное  образование,  в  основе  которого  лежит  коммуникативная  готовность.  Речь  используется  для  установления  контактов  с   окружающими,  привлечения  внимания  к  себе,  своим  делам  и  переживаниям,  для  взаимопонимания,  влияния  на  поведение,  мысли  и  чувства  и т.д.

Трудности  в  усвоении  учебного  материала  могут  возникнуть  у  ребенка  с  речевыми  проблемами ( который  неправильно  произносит  звуки,  заикается, у  которого наблюдается  нарушение  речевого  дыхания  и  скорость  речи).  Даже  если  ребенок  занимался  с  логопедом, перед  поступлением  в  первый  класс  стоит  еще  раз  обратиться  за  советом  к  специалисту.

У  детей,  поступивших  в  школу,  могут  наблюдаться  различные  нарушения  речи. Нередко  речевое  недоразвитие  осложняется  различными  неврологическими,  психопатологическими  синдромами,  страдают  вегетативная  функции.  У  таких  детей   отмечается  слабость  мотивации,  снижение  потребности  к  речевому  общению,  у них  отмечается  склонность  к  колебаниям  настроения,   переходы  от  импульсивного  состояния   к  заторможенному.    Поэтому  проблемы  обучения  для  них  в  новых  условиях  значительно  возрастают.

Более  узкое  понимание  готовности  к  усвоению  грамоты  включает  целый  ряд  вопросов  о  становлении  тех  или  иных  процессов  и  функций  в  ходе  онтогенетического  развития  ребенка,  которые  участвуют  в  формировании  письменной  речи.  Поэтому   для  успешного  овладения   грамотой   у  дошкольника  должны  быть  сформированы  необходимые  вводные  навыки,  необходимые  для  успешного  обучения,  в  том  числе  и  речевые,   а именно:

- четкое   произношение  всех  звуков  речи;

- различение  всех  звуков  речи  на слух;

- овладение  простейшими видами  звукового  анализа  и  синтеза:

А) выделение  звука  из  слова.

Б) определение  места  звука,

В) выделение  гласного  звука  из начала  и  конца  слова.

- сформированность  грамматических  систем;

- достаточный  словарный  запас;

-достаточный  уровень  сформированности  зрительно-пространственных  представлений (умение  различать  предметы,   геометрические  фигуры  по  форме,  величине,  по  расположению  в  пространстве,  верх, низ,  право,  лево)

В  случае  недостаточной  сформированности   названых  навыков  к  началу  обучения  грамоте, у  ребенка  могут   возникнуть    трудности  формирования  письменной  речи   (письма  и  чтения)

 Ребенок  «застревает»  на  этапе  овладения  самой  техникой  письма (не  может  соотнести  звук с  буквой,  определить  порядок  следования  звуков  и   букв  и т. д.)  Все  это  отражается  в  письме – появляются  определенные  трудности. С  трудностями при  обучении  сталкиваются  почти  все  дети,  но  одни  преодолевают  их  довольно  просто ( чаще  они  спокойны,  уравновешены,   здоровы  и  у  них  нет  каких-либо  школьных  трудностей), другие  мучаются  сами,  доставляют  немало  хлопот  и  родителям, и  учителю.

Ребенок  с  речевыми  проблемами.

-Ни  в коем  случае  не  связывайте  неудачи  ребенка  с  его  речевым  дефектом.

-Объективно  подчеркивайте  достоинства  вашего  ребенка.

-Поощряйте  его  общение  с  другими  детьми.

-Не стоит  напоминать  ребенку  о  психических  травмах и  неприятных  переживаниях.

-Обратите  внимание  на  чередование  периодов  улучшения  и  ухудшения  речи.  Проанализируйте  ситуации  и  обстановку, в  которой  речь  улучшается, и  способствуйте  развитию этих  ситуаций.

Будьте  терпеливы,  верьте  в  себя  и  ребенка, радуйтесь  каждому  мгновению, проведенному рядом  с  ним!  Вам   предоставилась  удивительная  возможность  вновь пережить то,  что  осталось  далеко  позади…

                  

                                             Памятка  для  родителей

- Отчетливо  произносите  неправильно  сказанное  слово.

- Обращайтесь дома с ребенком  правильной, грамотной  речью, стройте  правильно предложения.

- Обеспечьте  благоприятное  речевое  окружение,  как  необходимый  образец.

- Развивайте  речь  своих  детей, пополняйте  словарный  запас  словами – прилагательными, глаголами, наречиями.

- Играйте  в  игры  со  звуками  и  буквами,  приучайте  слышать  и  видеть  ошибки,  исправлять  их.

- Формируйте  интерес  к школе  и  школьному  обучению, навыки  к  языковым  явлениям.

- Чаще  хвалите  своего  ребенка   за   достигнутые  результаты,   даже  за  незначительные.

                                                                                           Учитель-логопед.

 

Список  литературы:

 Е.В.Меттус  «Система  работы  по  проблемам  будущих  первоклассников»

Безруких  М.М., Ефимова  С.П. « Упражнения  для  занятий   детьми,  имеющими трудности  при обучению  письму»

 

 

   Тренировочные  упражнения   для  учащихся.     

                          Различаем  мягкий  знак.

 

                                                      

 

 

Мягкий знак,  мягкий знак,

   Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками угольки,

Банка в баньку превратится.

Вот что может получится,

Если будем забывать,

Мягкий знак в словах писать

 

                                         Мягкий  знак  в  конце  слов.

1.     Закончи  предложение,  добавив  последнее  слово  с  мягким  знаком  на  конце  слова.

Без  ключа,  ты  мне  поверь, не  откроешь  эту  дверь    _______.                                  

В  лесу  мне  видеть  довелось,  как  грыз  кору  могучий  ______.

От  зубастых  щук  таясь,  стороной  проплыл  _______.

Думаю,  известно  всем,  дней  в  неделе  ровно  ______.

День  прошел,  пора  уж  спать,  в  спальне  ждет  меня  ______.

Не  робей,  но  берегись,  в  том  лесу, где  бродит  ______.

1.     « Первый  и  последний»  Закончи  предложение,  вставляя  слово  с  мягким  знаком.

Первый  месяц  года  _____

Первый  месяц  зимы  _____

Последний  месяц  зимы ______

Первый  месяц  лета _____

Первый  месяц  осени _____

Последний  месяц  осени ______

Последний  месяц  года ______

2.     Добавь  недостающее  слово  с  мягким  знаком  на  конце  слова.

Дети  ловили  рыбу.   Пете  попался _____.   Васе _____,  а  Ване _____.

На   Севере  живут  разные  звери:  по  тундре  кочует  ____, а  на   льдинах  живет ____,  бродит  огромный  белый  _____.

Миша,  Коля  и  Сережа  - братья.  Сережа – самый   старший,  ему  скоро ____  лет.   Коля  и  Миша  ходят  в  детский  сад,  но  им  ____ лет. 

3.     Закончи   таблицу,  используя  слова  с  мягким  знаком.

     Дикие  животные

  Домашние  животные

        Птицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

4.     Заполни  таблицы.

 

 

 

 

  Д

 Ь

 

 

 

 

  Д

  Ь

 

 

 

 

  Д

  Ь

 

 

 

 

  Д

  Ь

 

 

 

 

  Д

  Ь

- гриб

- плод  дуба

- домашнее  животное

- красивая  горная  птица

-  морская  рыба

 

 

 

 

 

  Н

  Ь

 

 

 

 

  Н

  Ь

 

 

 

 

  Н

  Ь

 

 

 

 

  Н

   Ь

 

 

 

 

   Н

   Ь

- сильный  дождь

- морское  животное

- кустарник  с  красивым  цветком

- комнатное  растение

- степная  трава

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Отгадайте  метаграммы.

В  школе  мною  пишут  дети на  доске,           

            Мягкий  знак  добавь  и  я  уже  в  реке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если  с  мягким  знаком  пишем, -       

          Кур  ворует  хищный  зверь.

Твердый  Р и  в  конце  услышим, -

Вместе  запоем  теперь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я  давно  со  спортом  дружен,           

           Для  прыжков  спортсменам  нужен.

С  мягким  знаком  же  назло

Превращаюсь  я  в  число.

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Бываю  развернутым,  острым,  тупым,

           Прямым –так  меня  называют.

          Но  если  согласный  в  конце

          Мы  смягчим,

           То  в  шахтах  меня  добывают.

 

6.      Вставь  пропущенную  букву  мягкий  знак,  там  где  нужно.

Штрафной  удар _,  нержавеющая  стал _, густая  пыл _, сильный  жар _, белый  мел _, острый  угол _, каменный  угол _,  обширная  мел _, длинный  шест _, зеленая  ел _.

Весы  показывают  правильный  вес _.  Вес _  день  льет  дождь.  Саша  мыл _  мишку.

Хорошо  мыл _  лицо  и шею.  Щенок  лез _  под  крыльцо.  Не  лез _  на  крышу- упадешь.

Ел…  -могучее  дерево.   Саша  ел..  морковь.

Учител…  положил  мел… на  стол.    Корабль  сел  на  мел…

Пушистый  хор…  сидел  под  кустом.  Детский  хор…  пел  веселую  песню.

7.     Отгадай  загадки. 

В  воде  купался,  а  сух  остался  (  __   __  __  ь )

Поглядите,  поглядите –

Потянулись  с  неба  нити!

Что  за тоненькая  нить

Землю  с  небом  хочет  сшить?  ( __  __  __  __ ь)

Ты  откуда,  ты  откуда

Прилетел  к  нам, красногрудый?

- Облетел  я  всю  Сибирь.

- Как  зовут  тебя?    ( __  __  __  __  __  __ ь)

 

8. Отгадай    «кроссвордик»  

1. Слово  противоположное  слову  ночь.

          2.  Слово  противоположное  слову  печаль.

          3. Слово  близкое  по  значению    к  словосочетанию  сильный  дождь. 

          4. Слово  близкое  по  значению  к  словосочетанию  хищное  животное.

 

 4

 

 2

 

 3

 

 1

 

 9.   Измени  слова по  образцу.  Напиши  их  парами.

Образец:  кости –кость,  жуки- жук.

Кости –                    огни -                        шали -

Жуки –                    столы –                     уроки -

Дома –                     олени -                    кровати -

Гости  -                   голоса -                   стаканы - 

 

                                   Мягкий  знак  в   середине  слова.

10.  Спрячь  мягкий  знак  в  середину  слов.

День -  (деньки),   пень - _____,   капель - ______,   пень - _____,  конь - _____,  окунь -____,

11.    Спиши  слова,  вставляя,  где надо,  мягкий  знак.

Рел..сы               ден…ги                   стен…ка

Нел..зя                пал…то                  син…ка

Лен…та              тол…ко                  тон…кий

Пол…ка             ут…ки                    ал…бом

 

12.    Прочитай  слова,  вставляя, где  надо  мягкий  знак.

        Сил…ный               фил…м                     вол…чата

       Пчел…ки                 бол….ной                 крол..чата

       Гор….кий                хлеб…ный                рас…тут

       Сед…мой                вер…ба                      дал…ше

       Селед…ка              мален….кий               пал..чик

13.    Подбери  словечко.

 С ветки  слетела  гал..ка.

Под  ногами  скрипит  речная гал..ка.

В  костре  догорали  угол..ки.   Не  мни  мне  в  книгах  угол…ки.

На  стене  висит  книжная  пол….ка.   Пол…ка – это  быстрый  танец.

14.    Прочитай  слова.  Как  назвать  одним словом?

Пальма, апельсин,  ольха,  колокольчик,  васильки,  тюльпан,  мальва,  редька.

Раздели  слова  для  переноса   по  образцу.  Образец: паль –ма.

15. Прочитай  слова.  Какое  слово  с  мягким  знаком  «спряталось»  в  каждом  из  слов?   Апельсин,  понедельник,  вельвет,  сельдь,  пельмени,  мельница.

     16.  Измени  слова  по  образцу

     Катя –Катенька

    Надя ___......

    Оля ___.......

    Маша ___.....

    Саша___....

    Сережа____....

   Вася___.....

   Миша ___.....

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»