Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи.

 

Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи.

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.
Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений.
Как отмечал П.Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников - на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную - звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.
Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»). Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к-у», «в-на» («к дому - у дома», «в столе - на столе»). Нередко они смешивают предлоги «перед - после - за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы».
Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий - узкий», «толстый - тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький» («широкая река - большая река», «тонкий стебелек - маленький стебелек»). Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).
Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки (зеркальное написание букв), в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказываются у таких детей достаточно стойкими.
Дети с проблемами в усвоении временных представлений испытывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам («зима - лето», «день - ночь»), ошибок не допускается. Но, если различия не столь ярко выражены («весна - осень», «вечер - утро»), возникают значительные затруднения. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний («птицы прилетают - птицы улетают», «листья опадают - листья прорастают», «день прибывает - день убывает», «солнце всходит - солнце заходит»). Это связано со сложностями выделения в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение. Детям становится не понятно, например, куда полетели птицы. Ясно лишь то, что они перемещаются.
Даже ученики средней школы испытывают трудности при назывании месяцев и соотнесении их с соответствующим временем года. Так, пятиклассник Кирилл С., убежденный, что зимних месяцев в календаре четыре, причисляет к ним и ноябрь.
Не меньше сложностей вызывает формирование навыка определения времени по механическим часам. Причем даже серьезное внимание к проблеме зачастую долго не позволяет автоматизировать приобретенный навык.
Достаточно распространены и у дошкольников, и у школьников ошибки при определении и соотнесении возраста и ролей в семье. Трудности вызывает образование отчества от имени отца или дедушки. Так, типичным ошибочным ответом на просьбу представиться полным именем будет вариант «Саша Димович» или «Витя Лешевич». И, безусловно, нас не мог оставить равнодушными ответ третьеклассницы Сони Д. На просьбу назвать полное имя мамы, девочка, надолго задумавшись, наконец сказала: «Клава… А может, и не Клава…»
Недостаточно развитая ориентировка во времени, в дошкольном возрасте проявлявшаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школе выльется при письме в выраженные аграмматизмы. Сюда относится и различение настоящего, прошедшего и будущего времени глагола («Иду я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра»), и употребление глагола совершенного и несовершенного вида («Я делал домашнюю работу - Я сделал домашнюю работу»).
Методические рекомендации

Развитие и уточнение пространственных представлений

1. Дифференциация правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши)

Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).

Задания и упражнения

  • Поднять правую руку, левую руку.
  • Показать, где у педагога правая, левая рука.
  • Назвать предметы, которые расположены справа, слева.
  • Пробы Хеда.

Наглядный вариант
Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые логопедом, сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. Задание требует мысленной пространственной переориентировки для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности детей.
Речевой вариант
В этом случае работают над простой ориентировкой: поднять левую руку, показать правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет - прекращают занятие.

2. Ориентировка в окружающем пространстве

При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях («сзади - спереди», «вперед - назад») страдает больше, чем в вертикальных («вверху - внизу», «сверху - снизу», «над - под»). Наиболее яркой отличительной особенностью детей с ОНР является неспособность овладеть понятиями «слева - справа», «левый - правый», «лево - право».
А.Н. Корнев связывает это с тем, что среди всех речевых обозначений направлений пространства весьма отвлеченные понятия «левое» и «правое» имеют наименьшее чувственное подкрепление. В отличие от них, понятия «впереди - позади» подкрепляются ощущением различий вентральной и дорзальной (Вентральный (от латин. venter - живот, брюхо) - брюшной. Термин, применяемый в анатомии животных и человека к органу (или его части), расположенному на брюшной стороне.
Дорзальный, дорсальный (от позднелатин. dorsum - спина - спинной. В анатомии животных и человека - часть тела, его поверхность, орган, расположенные на спине.) частей тела, а «верх - низ» - отношениями к вертикальной оси «голова - ноги». Подобная абстрактность значительно затрудняет усвоение данных словесных категорий в онтогенезе.
Задания и упражнения

  • Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради - слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов: положить книгу перед собой, слева от нее поместить карандаш, справа - ручку.
  • Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева.
  • На демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
  • Сидя за столом, определить его правый и левый края.
  • Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на его руку.
  • Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из партнеров определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д., затем они меняются ролями.
  • Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
  • Определить, след какой ноги (правой или левой) отпечатан на песке.
  • Назвать последовательность расположения цветов радуги. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»).

Последовательность числового ряда на примере первого десятка (1 2 3 4 5 6 7 8 9):
- назвать первое число справа, слева. Какое из них больше? Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;
- прочитайте ряд в обратном порядке (справа налево). Определить, как изменяется величина чисел в этом направлении (уменьшается);
- показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине;
- показать соседа слева;
- показать соседа справа;
- вернуть число на место (1 3 2 и т.д.).

 

 

 

3. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв

На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.
Задания и упражнения

  • Написать называемые геометрические фигуры (впоследствии - буквы) справа или слева от вертикальной линии.
  • Определить пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.
  • Кто находится в центре рисунка? (Бабочка.)
  • Что находится в правом верхнем углу? (Туча.)
  • Что находится слева от бабочки? (Ромашка, птица.)
  • Где находится дом по отношению к бабочке? (Внизу слева.)
  • Где находится туча по отношению к бабочке, собаке, птице? (Наверху справа, над собакой, справа.)
  • Кто находится в правом нижнем углу? (Собака.)
  • Дорисовать правое ухо. Дорисовать левое ухо.
  • Дорисовать левую бровь и правый глаз. Дорисовать правое ухо и левый глаз.
  • Рассмотреть буквы. Вычеркнуть те из них, которых нет в русском алфавите.

Я, R, И, b, N, V, L, v, Г, р, d.

Развитие и уточнение временных представлений

При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие вопросы: сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье.

1. Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времена года, месяцы, год); наблюдение и определение последовательности и закономерности каких-либо действий и событий («после», «перед», «сейчас», «потом» и т.д.)

Задания и упражнения
Неделя
Логопед объясняет, что дни недели называются сейчас так же, как и в старину на Руси. Только «воскресенье» называлось тогда «неделя», «день недельный», отсюда и распространилось это название на весь семидневный отрезок времени. А «суббота» пришла к нам из стран Древнего Востока.

  • Назвать пять дней недели без дат.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

  • Запомнить по порядку названия дней недели.

Записать их и сосчитать, сколько получилось. Ответить, о чем говорят названия: «вторник», «четверг», «пятница»; «среда», «понедельник»; «суббота», «воскресенье».

  • Вставить пропущенные цифры.

1 - понедельник, _____ - вторник, ______ - среда, 4 - четверг, _____ - пятница, ______ - суббота, 7 - воскресенье.

  • Закончить предложения.

Если сегодня понедельник, то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет… Если сегодня суббота, то завтра будет … Если сегодня пятница, то вчера была… Если сегодня вторник, то вчера был… Если сегодня воскресенье, то вчера была…

  • Вставить в предложения пропущенные слова.

Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала… дня.
Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали… дня.
Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в…
Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в…
Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу.
Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?

  • Прослушать стихотворения и ответить на вопросы.

Сколько всего недель растет и спеет рожь? А месяцев? Сколько нужно ждать недель, чтобы лен посеял семя? А месяцев?
Рожь две недели зеленится.
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает.
Лен четыре недели растет,
Две недели цветет,
Четыре спеет,
А уж потом семя посеет.

  • Прочитать стихотворение и ответить на вопросы.

В какой день Муха купалась в клубничном варенье? Как называется день, который следует за воскресеньем? Что сделала Муха в этот день? Что она делала на следующий день? Как он называется? После того как Муха искупалась в томатной подливке, где она купалась на следующий день? Почему этот день называется «среда»? Как называются четвертый и пятый дни недели? Назвать все дни недели по порядку начиная с понедельника; с воскресенья. Какие дни мы называем выходными? Почему?
Жила-была Муха-чистюха.
Всё время купалась Муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном
варенье.
В понедельник - в вишневой наливке.
Во вторник - в томатной подливке.
В среду - в лимонном желе.
В четверг - в киселе и смоле.
В пятницу - в простокваше,
В компоте и в манной каше…
В субботу, помывшись
в чернилах,
Сказала: «Я больше не в силах!
Ужжасно-жужжасно устала,
Но, кажется, чище не стала».
Я. Бжехва

  • Вычислить день недели.

Если к вчерашнему дню прибавить еще четыре, то наступили бы выходные, а если от завтрашнего отнять два дня, то выходные еще бы не кончились.

  • Задание «Шифровальщик».

Логопед предлагает детям представить, что они разведчики и им необходимо передавать и принимать сообщения центра так, чтобы враги не догадались об их содержании. Нужно зашифровать и расшифровать информацию с учетом того, что буква соответствует цифре в строке-шифре.
А О П Н Е С Р Д В Л Я И Т Ь Ц К
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Понедельник - ___________
Неделя - ___________
Воскресенье - ___________
9 13 2 7 4 12 - ___________
6 7 5 8 1 - ___________
3 11 13 4 12 15 1 - ___________
Месяцы

  • Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и других рядах, диктуемых логопедом с намеренной перестановкой или пропуском.
  • Прослушав текст, догадаться, о каких месяцах в нем говорится.

Наступила жара. Под каблуками плавится асфальт. Горожане спешат в ближайшие пригороды, к водоемам, к спасительному свежему воздуху. Это время называют макушкой лета. Кончается лето. Трава стала пыльной. Деревья еще зеленые, но нет-нет и проглянет желтый или красный куст.

  • Прочитать текст о названиях каждого месяца. Ответить, как образовались все эти названия. Разделить их на группы (образованные от имени; от числа). Записать их в таблицу и определить, какой месяц туда не вошел.

Январь. В старину на Руси январь называли «сечень»: он как бы рассекает, или делит, зиму на две половины. Январем этот месяц стал у древних римлян по имени Януса - бога всякого начала. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно - старое - было обращено в прошлое, а другое - молодое - в будущее. В новогодний праздник никто не должен был ссориться, драться, кричать, чтобы не вызвать гнева Януса, который, рассердившись, мог послать людям плохой год.
Февраль. Слово «февраль» латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором проводился обряд очищения и жертвоприношения богу Фебрусу. От его имени и произошло название месяца. Древнерусское название февраля - «лютый», поскольку тогда выпадает много снега, стоят крепкие морозы.
Март. В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и стад. В честь этого бога его так и назвали.
Апрель. Родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает «теплый, солнечный». Наши предки в древние времена называли этот месяц «цветень».
Почему второй месяц весны в старину называли «цветнем»?
Май. Пятый месяц года и последний весны называется «маем» от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.
Июнь. Первый летний месяц, месяц наиболее продолжительного дня и самой короткой ночи называется «июнем».
В народе говорят: «В июне солнце поворачивает на зиму, а лето - на жару».
В июне созревают первые ягоды, на полях и лугах начинают цвести травы. Назвали июнь по имени древнерим-
ской богини Юноны. Римляне верили, что Юнона дарует людям дождь и урожай, успех и победу. Ее считали богиней плодородия.
Июль. Назван июль в честь выдающегося римского полководца, политического деятеля и писателя Гая Юлия Цезаря.
Август. Название «август» происходит от древнеримского слова «аугустус», что означает «величественный». Это было имя одного из императоров Древнего Рима. А наши предки называли август «серпнем».
Почему восьмой месяц года называли на Руси «серпнем»?
Сентябрь. Название первого месяца осени - «сентябрь» произошло от латинского слова «сэптэмбэр», которое означает «седьмой». Новый год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем.
А какой сентябрь по счету у нас?
Октябрь. Десятый месяц в году - октябрь. Слово «октябрь» состоит в родстве со словами «октава», «октет». Все они образованы от латинского «окто», что значит «восемь». Почему же десятый месяц назвали «октябрем»? Ошибки здесь нет. Как вы уже знаете, в Древнем Риме год начинался 1 марта и октябрь был тогда действительно восьмым.
Ноябрь. Последний месяц осени ноябрь получил свое название от латинского слова «новем», что значит «девять».
Почему одиннадцатый месяц года назван девятым?
Декабрь. Слово «декабрь» родственно слову «дециметр». Оба они образованы от латинского «децем», что значит «десять». Дециметр - десятая часть метра, а декабрь был у древних римлян десятым месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году. В старину на Руси декабрь называли «студень»: в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студено. «Стужа», «стынуть», «застывать» и «студень» - однокоренные слова.

  • Распределить старославянские названия месяцев между современными их названиями. И ответить, что помогло сделать выбор.

Зимобор, густоед, сечень, полузимник, зоревник, зажги снега, стужайло, разносол, ревун, хлеборост, страдник, протальник, бездорожник, ворота зимы, лютый, сухий, листопад, грудень, студень, заиграй-овражки, серпень, вьюговей, грязник, свадебник, травник, студный, вересень, просинец, перелом зимы, позимник, березозол, липец, листогной, снегогон, травень, листопадник, скопидом, сенозарник, цветень, золотое лето, макушка лета, жнивень, хмурень, перезимье, снежень, бокогрей.
Январь - ____________________
Февраль - ___________________
Март - ______________________
Апрель - ____________________
Май - _______________________
Июнь - ______________________
Июль - ______________________
Август - _____________________
Сентябрь - __________________
Октябрь - ___________________
Ноябрь - ____________________
Декабрь - ___________________

Времена года

  • Прослушать текст и догадаться, о каком времени года идет речь.

Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Цветут черемуха и сирень.

  • Закончить рассказ по его началу.

Главное время года
Поспорили ребята: какое время года главное? Саня говорит:
- Лето! Летом созревают вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.
- Осень - главное время! - сказал Коля. - Осенью всё с огородов убирают.
- Вот! - подхватила Маринка. - Осенью на зиму всё заготавливают!
И елка зимой. И Новый год зимой. Зима - главное время года!

  • Ответить на вопрос: «Когда это бывает?»

Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет.
Когда это бывает? (Зимой.)
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом.)
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает -
Когда это бывает? (Весной.)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Лист опадает -
Когда это бывает? (Осенью.)
Год

  • Вставить пропущенные названия месяцев.

Самый короткий месяц года… В… самые короткие световые дни. В… есть день весеннего равноденствия. В… начинается учебный год. … - выходные дни. Середина рабочей недели - … Первый летний месяц - … Второй зимний месяц - … Третий осенний месяц - … Последний месяц зимы - … Второй месяц весны - … Первый осенний месяц - … По-
следний месяц лета - …

  • Вставить пропущенные цифры.

В одном веке… лет. В году… суток, а в високосном году… суток. В сутках… часа. В… году наступил ХХI век. В мае… дней. В сентябре… ночей.
В часе… минут. А.С. Пушкин родился в… веке, а умер в… веке.

  • Объяснить смысл пословиц о временах года. Подчеркнуть только те, которые относятся к временам года. Придумать и записать рассказ, используя в качестве названия одну из пословиц.

Весенний дождь лишним не бывает.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Навоз отвезем, так и хлеб привезем.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Пахать, так не дремать.
Журавль летит высоко, видит далеко.
Воробей мал, да удал.
Где воробью не летать, а всё дома ночевать.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!
Что летом родится, зимой пригодится.
Готовь сани летом, телегу - зимой.
Летний день за зимнюю неделю.
Клади по ягодке, наберешь кузовок.
Зернышко к зернышку - будет мешок.
Кто рано встает, тот грибы себе берет, а сонливый да ленивый идет после за крапивой.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Пошла репа в поле блошкой, а назад пришла лепешкой.
Холоден сентябрь, да сыт.
Весной дождь растит, а осенью гноит.
В ноябре весна с осенью борется.
Первый снежок - не лежок.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Береги нос в большой мороз!
Солнце на лето, зима на мороз.

  • Заполнить таблицу.

Что перед?

Декабрь

Ноябрь

Май

 

Вечер

 

Четверг

 

Весна

 

Август

 

Ноябрь

 

Вторник

 

День

 

Зима

 

Апрель

 

 

Что после?

Январь

Февраль

Сентябрь

 

Утро

 

Осень

 

Среда

 

Февраль

 

Ночь

 

Воскресенье

 

Май

 

Ноябрь

 

Лето

 

Календарь
При обсуждении темы необходимо затронуть вопросы о том, что обозначает слово «календарь» и почему мы начинаем новый год с января? Следует рассказать о происхождении современного григорианского календаря и других существующих способах летоисчисления.

2. Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость), о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.)

  • Рассказать про свою семью по плану, используя слова и выражения: «мамин сын», «бабушкин внук»; «папина дочка», «дедушкина внучка»; «сестра», «брат», «дядя», «тетя», «родственники». В случае затруднения ребенку необходимо задать наводящие вопросы.

Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Когда и где ты родился?
Перечисли, кто есть в твоей семье?
Есть ли у тебя братья и сестры?
Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев?
Кем и где работают твои родители?
Есть ли у тебя домашние животные?
Твое любимое занятие?
Что вы всей семьей любите делать в свободное время.

  • Сопоставить понятия «дед - отец - сын - брат»; «бабушка - мать - дочь - сестра». Дать варианты этих понятий.
  • Выяснить, что означает понятие «генеалогическое древо». Поговорить с родителями и родственниками о прошлом своей семьи, о предках. Составить с помощью родителей собственное генеалогическое древо. По возможности нужно использовать семейный архив (фотографии, письма, рисунки, открытки, семейные альбомы и т.п.).
  • Рассмотреть фотографии одного старого человека, сделанные в разные годы. Ответить, какая фотография появилась раньше других? Пронумеровать фотографии в хронологическом порядке.
  • Найти в семейном архиве фотографии своих родственников в младенчестве, детстве, отрочестве, юности, в зрелые годы, в старости. Расположить фотографии по порядку в альбоме.
  • Ответить на вопросы.

Ане 5 лет, а Тима младше ее на
4 года. Сколько лет Тиме?
Это Вася и Наташа. Васе 15 лет.
А Наташе 4 года. Кто младше? Кто старше? Сколько лет было в прошлом году Наташе? Сколько лет будет в следующем году Васе?
Даше 12 лет, а Надя старше ее на 5 лет. Сколько лет Наде?

  • Расшифровать понятия. В случаях затруднения расспросить родителей или обратиться к толковому словарю.

Внук, внучка, дедушка, бабушка, невестка, зять, сноха, свекровь, теща, шурин, деверь, золовка, сватья.

Литература:                                                                                                                                              Елецкая  О.В,  Горбачевская Н.Ю. Логопедическая  помощь  школьникам с  нарушениями письменной  речи: Формирование  представлений  о  пространстве  и времени: Методическое  пособие.- Спб.: Издательство «Речь», 2005.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»